Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы - Черногория
Может ли иностранец приобрести жилье в Черногории?

Приобрести недвижимость в Черногории может любой иностранный гражданин. Для этого он должен предоставить загранпаспорт и задаток на выбранный объект. Как правило, сумма предоплаты составляет 10% от сделки, но, если суммы очень большие, размер задатка оговаривается дополнительно.

Можно ли купить недвижимость в Черногории в рассрочку и есть ли варианты приобретения недвижимости в ипотеку?

Довольно часто владельцы недвижимости предлагают продажу объекта с рассрочкой платежа. Рассрочка без процентов, все условия оплаты прописываются в договоре. В кадастр вносится запись, запрещающая любую возможность перепродажи, дарения или любого другого переоформления этого объекта до тех пор, пока действует договор рассрочки. Это помогает защитить покупателя.

Ипотека в Черногории слабо распространена. Существует лишь несколько вариантов ипотеки на строящиеся объекты элитных комплексов, в которых стоимость квартир стартует от 200.000 евро.

Возможно ли приобретение одного объекта недвижимости в Черногории в совместную собственность? Сколько человек может стать собственниками?

Да, возможно. Количество человек, участвующих в покупке и в последующем совместном владении, не ограничивается. Получить же ВНЖ в Черногории на основании владения недвижимости может только владелец и его близкие родственники.

Как передать объект недвижимости в Черногории по наследству иностранному гражданину?

Наследование по завещанию. Лица, указанные в завещании, получают наследство без ограничений по гражданству.

Наследование по закону. В первую очередь претендовать на имущество может супруг (-а), затем дети и родители и только потом все остальные родственники. При этом гражданство владельца и наследника не имеет значения.
 

Легализация неформальных объектов (построенных без разрешения на строительство). Что такое легализация, для чего она нужна?

Закон о легализации объектов недвижимости вышел в 2016 году.

Легализация в Черногории носит заявительный характер. Владелец или его представитель должен подать определенный перечень документов, включая заявление на регистрацию объекта, не имеющего разрешение на строительство. Затем местная администрация должна начислить к уплате налог (коммуналии). После оплаты коммуналий снимается запись о том, что здание построено без разрешения.

Оплата коммуналий может быть рассрочена на период до 10 лет.
 

Если объект недвижимости не имеет Разрешения на строительство, может ли он продаваться/покупаться, пойти под снос?

Объект недвижимости, не имеющий разрешения на строительство, но вписанный в кадастр, может покупаться и продаваться без ограничений. К объекту, у которого есть разрешение, применимы те же условия.

Под снос в Черногории могут попасть объекты, которые:

  • расположены в местах, в которых планом градостроения предусмотрены другие объекты строительства;
  • не соответствуют зданию, построенному без разрешения;
  • расположены на первой береговой линии (если министерством «морско добро» или детальным урбанистическим планом там было предусмотрено строительство гостиницы или других объектов, а здание, построенное без разрешения, не соответствует плану градостроения).

Если же здание было построено в месте, где нет детального урбанистического плана, внесено в кадастр и подано на легализацию, то оно легально. Все действия по купле-продаже, дарению, наследованию и получению ВНЖ являются правомерными и не имеют никаких ограничений.

Можно ли оформить право собственности на недвижимость в Черногории на имя ребенка?

Да, можно оформить право собственности на ребенка. Если Вы решите продавать свою недвижимость до того, как ребенок достигнет совершеннолетия, от Вас потребуется дополнительное взаимодействие с органами опеки.

На каком языке подписывается договор купли-продажи недвижимости в Черногории? Как исключить возможность непонимания условий договора?

Договор подписывается на черногорском языке. Во время заключения сделки присутствует юрист, владеющий двумя языками, а также судебный переводчик, который зачитывает составленный договор на Вашем языке до подписания. Если Вам требуется перевод договора на русский язык, то его можно заказать за дополнительную плату.

В какой момент происходит переход права собственности к покупателю по законодательству Черногории?

Переход права собственности происходит после 100% оплаты недвижимости покупателем.

Каков потенциальный доход от сдачи объектов в Черногории в аренду?

От сдачи недвижимости в аренду владелец получает в среднем 6-10% от стоимости жилья в год (зависит от типа недвижимости).
 

Возможно ли заключить сделку купли-продажи через доверенное лицо?

Да, возможно.

Например, компания «MontBel» имеет богатый опыт проведения сделок через удаленное оформление по доверенности. С продавцом и покупателем связываются посредством видеозвонка. На сделке обязательно присутствуют юрист и судебный переводчик. 

Заключение договора в удаленном формате ничем не отличается от сделки, проводимой при личной встрече. С помощью видеосвязи клиент контролирует условия и процесс подписания договора.
 

Есть ли в Черногории налог на недвижимость? Во сколько обойдется ее содержание?


В Черногории существует налог на покупку недвижимости. Он составляет 3% от оценочной стоимости покупаемого объекта (но чаще берется в расчет сумма договора). Это разовый налог, который нужно оплатить в течение 14 дней после покупки недвижимости.

В Черногории также есть годовой налог на недвижимость + туристическая такса (платится 1 раз в год). Сумма оплаты зависит от:

  • местоположения объекта;
  • близости к морю и городу; 
  • наличия городских коммуникаций; 
  • квадратуры;
  • площади участка (если это дом или вилла).
Не нашли ответа?
Задайте свой вопрос

Frequently asked Questions

Frequently asked Questions - Montenegro
Can foreigners purchase a property in Montenegro?

Any foreign citizen can buy real estate in Montenegro. In order to do this, they must provide their international passport and a deposit for the selected object. Generally, the prepayment is 10% of the transaction, but if the sum is large, the amount of the deposit is further negotiated. 

Can I buy real estate in Montenegro in installments and are there any options for purchasing real estate for a mortgage?

Quite often, property owners offer their objects on a condition of payment by installments. Interest-free installments, all payment terms are set forth in the contract. An entry in the cadastre prohibits any possibility of resale, donation, or any other re-registration of this object as long as the installment agreement is valid. This contributes to the protection of the buyer. 

Mortgages are not common in Montenegro. There are only a few mortgage options for luxury complexes under construction, where the cost of apartments starts from 200,000 euros. 

Is it possible to purchase a jointly owned property in Montenegro? How many people can become co-owners?

Yes, it is possible. The number of people involved in the purchase and further co-ownership is not limited. However, only the owner and his close relatives can get a residence permit in Montenegro on the basis of real estate ownership. 

How to bequeath a real estate object in Montenegro to a foreign citizen?

Testate succession. The persons mentioned in the will receive the inheritance regardless of their citizenship. 

Intestate succession. As a matter of priority, the spouse claims the property, then the children and parents, and only then all other relatives. The citizenship of the owner and heir does not matter. 

Legalization of unauthorized construction objects (built without a construction permit). What is legalization and why is it needed?

The law on the legalization of real estate objects was issued in 2016. 

Legalization in Montenegro is based on the application form. The owner or his representative must submit a certain list of documents, including an application for registration of an object that does not have a construction permit. Then the local administration must add on the tax (land tax) to the payment. When the payment for this tax is provided, the entry saying that the object was built without permission is removed. 

Land tax can be paid in installments in the course of 10 years (maximum).

If the object does not have a construction permit, can it be sold/bought or demolished?

The real estate property that does not have a construction permit, but is included in the cadastre, can be bought and sold without any restrictions. The same conditions are applied to an object that holds a permit. 

In Montenegro, the objects for demolition may include those that:

  • are located in places where the urban development plan provides for other construction objects;
  • do not correspond to a building constructed without permission;
  • are located on the first coastline (if Morsko Dobro Ministry or a detailed urban plan provided for the construction of a hotel or other objects there, and a building constructed without permission does not correspond to the urban development plan).

If the building was built in a place where there is no detailed urban plan, if it is listed in the cadastre and submitted for legalization, then it is legal. All actions of purchase and sale, donation, inheritance, and obtaining a residence permit are legal and have no restrictions. 

Can I register the title in the name of a child in Montenegro?

Yes, you can register the property in the name of your child. If you decide to sell your property before the child reaches his or her full age, you will need to deal with the guardianship authorities. 

What is the language used in the contract of sale of real estate in Montenegro? How can I exclude the possibility of misunderstanding the terms of the contract?

The contract is signed in the Montenegrin language. During the conclusion of the contract, there is a lawyer who speaks two languages, as well as a court interpreter who reads out the contract in your native language prior to its signing. If you need a translation of the contract into Russian, you can get it for an additional fee. 

When does the ownership transfer to the buyer according to the law of Montenegro?

The transfer of ownership occurs after the buyer makes a 100% payment. 

What is the potential income from renting out properties in Montenegro?

Average annual income from renting out real estate is 6-10% of the cost of housing (depending on the type of property). 
 

Is it possible to conclude a purchase and sale transaction by proxy?

Yes, it is possible. For example, the company ««MontBel»» has a broad experience in conducting transactions through remote registration by proxy. The seller and buyer are contacted via video call. A lawyer and a court interpreter must be present on the deal. The conclusion of a contract in a remote format is no different from one conducted in person. The client uses a video link to monitor the terms and conditions of the contract signing process. 

Is there a real estate tax in Montenegro? How much does it cost to maintain real estate?

In Montenegro, there is a tax on the purchase of the real estate. It is 3% of the estimated cost of the purchased object (but more often the contract amount is taken into account). This is a non-recurrent tax that must be paid within 14 days after the purchase of the property. In Montenegro, there is also an annual property tax + tourist tax (paid once a year). The amount of payment depends on: 

  • the location of the object; 
  • its proximity to the sea and the city; 
  • availability of urban communications; 
  • quadrature; 
  • plottage (if it is a house or villa).
Didn't find an answer?
Ask your question